Организатор

Генеральный партнер

Официальный авиаперевозчик

Партнеры

Медиапартнеры

Мирко Лоренц: будущее СМИ не в скорости, а в глубине информации

Мирко Лоренц является одним из ведущих мировых специалистов в журналистике данных. В последние годы он регулярно проводит тренинги для журналистов, издает пособия и занимается разработкой программного обеспечения для визуализации информации. Придуманный им сервис Datawrapper, помогающий журналистам создавать корректные графики и диаграммы, известен во всем мире. Накануне форума "Медиа Будущего" Лоренц рассказал в интервью РИА Новости о своем видении развития журналистики, а также о том, почему работа с данными является спасением как для отдельных редакций, так и для всей профессии.

— Почему вы решили принять участие в форуме? Каковы ваши ожидания от этого медиасобытия?

— Я отношу себя к группе журналистов разных стран, которая пытается внедрить в редакциях и в журналистике в целом более внимательное отношение к данным как к источнику информации. И я жду от таких форумов возможности обмена мнениями. Журналистика как профессия и как рыночная модель по всему миру испытывает давление, а в некоторых странах к этому добавляется и давление со стороны властей. И журналистика данных, в моем понимании, дает всей отрасли возможность, так скажем, укрепить свои корни.

Мне кажется, классическая журналистика была сильна изданиями, завязанными на актуальности, работающими на скорость. Получить первым ту или иную новость было предметом гордости для журналиста. Темп, скорость передачи информации были частью журналистского самосознания. Это, конечно, до сих пор важно, но уже не так значимо, как раньше. Потому что сейчас существует слишком много каналов передачи информации, и информация передается порой даже слишком быстро. Скорость – более не главная цель редакций. Когда завтра читатели откроют газеты, многие из них скажут: я это уже читал вчера в Twitter, на Facebook или где-то еще. И мы должны подумать: что еще может дать журналистика?

Работа с данными – это глубина информации. Насколько хорошо я осведомлен, например, о влиянии какой-то программы, или насколько много я знаю о страхе населения перед миграцией, сколько людей вообще приезжают в страну? И данные дают нам возможность вписать развитие событий в контекст. Сообщать не только быстрее, но и глубже – и тем самым отвечать своему основополагающему призванию, выполнять свою общественную роль. Журналист помогает читателям и слушателям узнать и понять.

— Как вы представляете себе развитие журналистики данных?

— Журналистика данных сама по себе не является каким-то новым трендом. В том, что журналисты используют диаграммы для изложения содержания, нет ничего нового. Но есть три вещи, которые ясно показывают, что же изменилось. И все они связаны с открытостью. Во-первых, открытые данные. Открытость архивов и вообще большая доступность данных. Во-вторых, открытые источники. Появилось мощное программное обеспечение, за использование которого не надо платить. Возьмем хотя бы тот факт, что Google или Facebook предоставляют свои технологии в качестве открытых источников. И третье. Газета Guardian сформулировала для своих журналистов такое кредо: открытая журналистика. Открытая журналистика исходит из следующего принципа: всегда есть кто-то, кто разбирается в теме лучше меня – и я могу у него спросить. Это другое понимание роли журналистов: не всегда быть единственными, кто что-то знает, а выступать в качестве посредника. И тут надо решить для себя, быть ли журналистом, передающим информацию в сжатом виде и исходя из актуальности, или передавать информацию, которая имеет глубину, и с помощью данных отвечать на важные вопросы. Для этого недостаточно два-три часа потратить на интервью. Придется работать над темой недели или месяцы. Пример тому – обнародование информации о "налоговых оазисах".

— Как и где журналисты могут учиться работать с данными?

— Журналистика данных дает различные возможности и рабочий материал. Сначала идет поиск данных – это умеет большинство журналистов. Но материал по теме нужно искать не в студии или на интервью, а в сырых данных. А это уже что-то новое. Второе. Журналисты должны значительно более критично относиться к данным, которые они получают от источника. Когда мне кто-то на интервью дает некое утверждение, я должен его проверить. Данные как информационное средство важнее и нагляднее, чем интервью или текст. Итак, важное качество для журналиста – умение критично и компетентно обходиться с данными, способность отделить бессмыслицу от действительно важной информации. Третья ступень – это умение визуализировать данные. Визуализация важна, поскольку позволяет сообщить больше информации, и аудитория ее быстрее поймет. Например, диаграммы-линии или так называемые "балочные" диаграммы (которые отражают наборы данных из нескольких значений и часто используются для отображения биржевых данных – ред.). Это способ углубления информации. Визуализация это, конечно, отрасль дизайнеров или чертежников. Но для журналистов она сейчас тоже доступна, и многое они могут сделать самостоятельно.

Пока учиться работать с данными можно на курсах. Хотя появляется все больше предложений в университетах — по меньшей мере, в Америке и некоторых странах Европы. Но университетская система пока не повсеместна, она только выстраивается. Кроме того, есть учебные пособия по журналистике данных, переведенные на разные языки, в том числе на русский. Также в последние года три в этой сфере активно развиваются сообщества, состоящие из людей разных профессий — журналистов, дизайнеров, программистов. И у них можно получить помощь и поддержку.

— Какой пример вы могли бы привести в качестве иллюстрации?

— Очень хороший пример работы с данными — график New York Times, который назывался "Безработица ждет таких людей, как вы". Речь там идет о безработице. В общем, о данных, которые журналисты часто получают и публикуют в своих заметках: средняя безработица в Германии составляет 7,6% или 5,6% и т.д. Пишут, что уровень безработицы понизился или повысился, добавляют про сезонные факторы, про занятость в отдельных отраслях и т.д. И обычно этого достаточно.

А вот что сделали коллеги из New York Times. Они просчитали уровень безработицы для всех социальных групп: для белых, для черных, для приезжих из Латинской Америки, для женщин и мужчин, для разных возрастных групп. То есть они разбили эту статистику на множество групп и конкретных жизненных ситуаций. И читатели по-другому воспринимают эти данные. Они "кликают" то, что касается именно их: "Вот что мне интересно. Я молодая женщина, получаю образование. И для таких, как я, безработица в Америке значительно выше или, наоборот, ниже". Вот о чем идет речь: отойти от обобщенной информации и углубиться в более конкретные данные.

— Расскажите об идее создания сервиса Datawrapper.

— Я на протяжении последних 20 лет занимаюсь проектами на стыке технологии и журналистики. И мало-помалу я становился все большим специалистом в том, что касается внедрения технологических новшеств в работу редакций. В общем, страха перед техникой у меня нет. Что касается Datawrapper, мы поняли, что существует большая дыра между требованиями глобальной сети и Excel или другими программами, с помощью которых можно сделать диаграмму. Я не могу сделать в Excel диаграмму и опубликовать ее в сети. Потому что это кошмар: они плохо выглядят, их тяжело актуализировать и все это занимает слишком много времени.

Datawrapper доступен любому журналисту. Если я умею обращаться с данными, то этот сервис помогает мне в очень сжатые сроки сделать корректный интернет-график, который притом будет интерактивным. И это причина, по которой он довольно успешен и используется многими крупными редакциями: Guardian, Monde, Standard, NZZ. Datawrapper можно использовать бесплатно и публиковать все в открытом режиме. В ноябре мы запустили версию Datawrapper 1.0 и после этого посещаемость стремительно возросла. В пиковые дни наши сервисы посещают до 300 тысяч человек. С начала года общее число посетителей составило 8 миллионов.

— Над чем вы работаете сейчас?

— Среди прочих начинаний мы планируем большой проект в Африке. Мы будем помогать там редакциям внедрять Datawrapper и создавать собственное оформление, со своим макетом. Кроме того, мы планируем сделать следующий шаг в развитии нашего сервиса: создать "профессиональную версию" Datawrapper с собственным сервером. Ее мы будем предлагать крупным медиагруппам. Эта версия будет платной, но бесплатный Datawrapper также останется, и им можно будет пользоваться.

Из других планов. Я провожу много тренингов. Это доставляет мне большое удовольствие, так как я постоянно встречаю журналистов, которых действительно вдохновляют возможности, открывающиеся с помощью журналистики данных. А на будущее я бы себе пожелал, чтобы журналистское сообщество осознало, насколько данные точны и важны, и форсировало работу с ними. Я считаю, что если мы будем выпускать очень хорошие сообщения с глубоким контекстом, читатели это оценят и у журналистики будет будущее.