Организатор

Генеральный партнер

Официальный авиаперевозчик

Партнеры

Медиапартнеры

IT и большие данные – главные тренды в медиа

27 июня РИА Новости в партнерстве с компанией МТС провело III Международный форум «Медиа Будущего», на который собрались теоретики и практики медиабизнеса из России, США и ряда европейских стран. Хедлайнером Форума стал Крис Андерсон.

Сегодня Крис Андерсон - глава компании 3DRobotics, однако больше он известен как главный редактор культового технологического журнала Wired (США), который он возглавлял 11 лет. Поэтому не удивительно, что, по мнению Андерсона, образ мира медиа определяют именно технологические тренды. А на бизнес-модели современных СМИ в первую очередь сказалось появление планшетов. «Сеть бесплатна: нет никакого механизма оплаты, который был бы в нее встроен. А в iPad такой механизм был встроен с самого начала». СМИ на планшетах придерживаются модели freemium - это новые отношения с подписчиками, когда те, кто платят, смешиваются с теми, кто читает.

Второй тренд, который выделил Андерсон, - люди потребляют медиа не на сайтах СМИ или брендов, а через своих друзей и их рекомендации. Новая система убирает все лишнее из информационного пространства человека - и это хорошо, но, с другой стороны, мы часто не знаем, кто на самом деле создал новость, и это не имеет для нас значения.

Крис Андерсон также отметил, что любая компания, у которой есть свой сайт, создает контент. При этом почти невозможно различить сайт СМИ и, например, сайт компании, которая занимается электронной коммерцией. Используя техники медиа, эти компании продают свой товар. Медиа как таковые могут исчезнуть, но медиатехнологии будут повсюду. Ну что ж, российские медианалитики, в частности, Андрей Мирошниченко, писали об этом еще лет 5 назад.

Об изменениях в медиа, которые происходят благодаря технологиям, на Форуме говорил и еще один спикер - вице-президент по маркетингу и член Правления МТС Василь Лацанич. Рассматривая медиа с позиции оператора сотовой связи, Лацанич отметил главный тренд: голос в сетях мобильной связи «умирает» (на 2-3% в год, но, по словам спикера, платить за «голос» никто и вовсе не хочет), а абоненты предпочитают другие средства связи - в частности, интернет. Вместо того чтобы звонить кому-то, пользователи все чаще выбирают Skype или Whatsap.

«В новой модели потребления мы, операторы, идем рука об руку с потребителем и готовы облегчить ему доступ к медиа. Мы хотим быть той площадкой, на которой предоставляется доступ к медиа, потому что зарабатывать на голосе мы скоро не будем, а интернет-трафик стоит копейки», - подытожил Лацанич.

Еще один «технологический» спикер - Минтер Дайэл из компании Netexplo, консультант по вопросам брендинга, digital-маркетинга и электронного бизнеса крупнейших компаний, сосредоточился на приложениях для смартфонов (needle, twitcident, adhawk, lazytruth и др.). «Возможности смартфонов и пристальный взгляд толпы, который следит за происходящим, работает на всех нас», - считает Дайал, а «объединение мнений и знаний» называет новыми социальными навыками. Люди по всему миру - даже в Китае - теряют доверие к «профессиональным» экспертам и предпочитают доверять реальным мнениям простых пользователей.

Вторым ключевым трендом, изменяющим пространство медиа, который обсудили участники Форума «Медиа Будущего», стала журналистика данных: где и как собирать информацию, как анализировать открытые данные и как визуализировать их так, чтобы они были адекватно восприняты аудиторией. Редакторы из ведущих мировых СМИ рассказали о проектах, которые стали успешными в их изданиях.

Так, редактор отдела интерактивной журналистики The New York Times Арон Пилхофер показал несколько проектов NYT, связанных с анализом больших данных, при этом тематически они оказались очень разными: от наукоемкого «Снегопада» до проектов, связанных с выборами в США или историей платьев и моды на церемонии вручения Оскара. По мнению Пилхофера, такая инфографика позволяют нагляднее рассказывать историю, а интерактивность дает дополнительный охват аудитории.

Редактор отдела журналистики данных BBC Белла Харрел называет визуализацию данных переходом от сухих данных к сюжету и истории. Но для того, чтобы проект стал успешным, нужно уметь объяснить идею - зачем вы собираете эти данные - в одном предложении и адекватно оценить, сколько усилий от вас потребуется, если история будет дополняться на протяжении какого-то периода времени.

Арт-директор National Geographic Хуан Веласко представил на Форуме проекты журнала по визуализации больших данных. По его мнению, очень много визуальных проектов слишком абстрактны, и в них слишком много информации. Такую инфографику нельзя считать удачной. Залог успеха - точность при сборе информации, точное понимание идеи и адекватное воплощение.

Однако с большими данными работают, конечно, не только СМИ. Аналитическая компания в сфере социальных медиа - Socialbakers.com - пообещала начать предоставление данные из социальной сети «ВКонтакте» уже к концу этого лета. Со-основатель компании Джири Вовез заявил об этом на Форуме. Джири отметил, что «ВКонтакте» существенно отличается от других социальных сетей и сервисов - Facebook, Twitter и YouTube, и для многих брендов очень важно понимать положение вещей в некогда чисто российской, а теперь уже и глобальной сети.

О российском опыте работы с большими данными рассказали креативный директор дизайн-центра РИА Новости Майя Стравинская и арт-директор РИА Новости Илья Рудерман. Отдел инфографики в РИА Новости вырос из необходимости иллюстрировать информационные материалы. Но сейчас у агентства много и внешних заказов на визуализацию, например, Минсвязи. Однако, по сути, считает Рудерман, в сфере инфографики не происходит ничего нового со времен карандашных рисунков. Резкий подъем интереса к визуализации связан с появлением технологий, которые позволяют обработать больший объем данных и быстрее рисовать. «Бюджетный калькулятор», «Конфигуратор Государственной думы РФ», «Политика партий» (будет опубликован через несколько недель) - одни из немногих визуальных проектов РИАН.

Однако, в целом, развитие анализа больших данных в России пошло не совсем по тому же пути, что и на западе. Если там идеологом открытых данных выступали все больше СМИ, то в России эту роль играет некоммерческое партнерство «Информационная культура» во главе с Иваном Бегтиным. По его словам, за последние полтора года в нашей стране наметился большой прогресс: президент Путин подписал Хартию по открытым данным, и теперь они регулярно выкладываются на opengovdata.ru. Но изменить мировоззрение чиновников так быстро невозможно. Культура закрытости в первую очередь, а вместе с ней коррупция, необразованность чиновников и нетехнологичность многих процессов во властных структурах затрудняет и публикацию данных, и доступ к ним со стороны журналистов.

Бегтин особо отметил, что министерства и ведомства не должны сами обрабатывать свои данные и публиковать их в виде графиков или диаграмм - они должны публиковать только цифры. Все остальное - в компетенции СМИ, которые и должны производить инфографику.

 

Источник: http://research.ria.ru/